Первая группа раннего возраста

С вашими детьми работают:

Первая группа раннего возраста 

улица Пушкина, дом 4а:

Воспитатели:

Беляева Татьяна Валентиновна

Кузина Яна Валерьевна

Младший воспитатель: Голанцева Людмила Викторовна

 

Ребенок идет в детский сад
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА

 Возраст до 3-х лет – один из ключевых в жизни ребенка и определяет его будущее психическое развитие. Большинство психофизических систем находятся в сенситивном состоянии.

Закладываются основы личности и главные интуиции, определяется «установка» какой тип человека будет впоследствии.

Психика и личность еще только ׂ формируются, они необыкновенно гибки и чувствительны. Даже небольшие усилия в развитии могут давать поразительные результаты.

Этот возраст кризисного периода из-за ранимости нервной системы и риска возникновения нарушений ее функций. Заболевание нервной системы приводит к нарушениям психического развития.

До 3-х лет развиваются специальные отделы мозга. Структура, объем мозга, интеллект зависят от жизненного опыта. Ребенок развивается правильно, если получает достаточную информацию, причем упорядоченную, в системе с учетом потребностей и особенностей ребенка. (Не заваливать ребенка игрушками, а упорядочить опыт ребенка с окружающим миром). Это сенситивный период для развития мозга.

Характерные особенности раннего возраста:

  1. Пластичность  высшей нервной и психической деятельности (например – один ребенок строит башню из 3-х кубиков в 1,5 года, а другой в 1,10)
  2. До 3-х лет взаимосвязаны физическое и психическое развитие. Оно неразделимо (например – ходит плохо, если долго находится в отрицательном эмоциональном дискомфорте).
  3. Лабильность эмоционального состояния – мгновенно переключается от отрицательных к положительным эмоциям.
  4. Внушаемость.
  5. Процесс развития происходит очень быстро. Эпикризные  сроки  прослеживаются каждый месяц (шаг сделал – уже ходит, слово сказал – уже говорит); скорость снижается к 2, 2,5, 3-м годам.
  6. Неравномерность, скачкообразность психического развития: 1г. 6 мес. – интерес к ролевой игре.

2 года речь осмысленная, мышление словесное. Но насколько они говорят?

Плохо говорит – влияет на развитие мышления.

Высокие интегрирующие периоды: 1 г. 3 мес. – 1г. 5 мес., 1 г. 9 мес. – 1 г. 11 мес.

Высшая нервная деятельность:

  1. Условные рефлексы формируются быстро, а закрепляются медленно. Мамочкам добрый совет: показать действие и закреплять его.
  2. Обладает малой выносливостью. Если с ребенком плохо заниматься, то срабатывает охранная защита, а много – начинается ступор. Ребенок не может сохранить одну и ту же позу, поворачивается, дает себе разрядку.
  3. Неуравновешенность: процессы побуждения преобладают над процессами торможения. Легче ребенка чему-то научить, чем переучить. Лучше сказать: «Сделай», чем «Не делай». У Гарбузова: «Хочу – нельзя – не буду» (о торможении);  «Хочу – но стыдно – не буду» (о моральной стороне); «Не хочу – но надо –делаю» (осознание ответственности, произвольное поведение).
  4. Иррадация – комплекс оживления.

Оголенность нервных процессов, милионезация происходит к 5 годам.

Процесс возбуждения идет во все центры, по пути импульс разливается.

  1. Слабая подвижность нервных процессов:

— лабильность (сложно переключается)

— боязливость (принимает ситуацию, но присутствует некоторая скованность или возбужденность из-за признаков беспокойства, признаки страха)

— расторможенность.

Каждый ребенок проходит первую стадию личностного развития (до 1 г.) доверия и недоверия. Развивается параметр социального взаимодействия доверия и недоверия. Если младенец до года получил все: испытывал комфорт, с ним играли, разговаривали, ласкали, то малыш считает, что мир – это уютное место, а люди достойны любви и доверия.

А если ребенок не получает должного ухода, не встречает любви и заботы, то в нем вырабатывается недоверие. Эта стадия развития прослеживается на протяжении всей жизни.

Вторая стадия – самостоятельность и нерешительность – наступает на 2-3 годы жизни ребенка. В этот период у ребенка развивается самостоятельность на основе его моторных и интеллектуальных способностей. Если родители дают возможность делать то, что он в состоянии, не ограничивают его активность, не торопят, то у ребенка вырабатывается ощущение, что он владеет своим телом, своими стремлениями, то у него появляется самостоятельность.

Если родители нетерпеливы, спешат все сделать за ребенка, стыдят его за несчастные случаи (мокрая рубашка, разбитая чашка), у ребенка закрепляется чувство стыда перед другими и неуверенность в своих способностях (страх принятия решений, с одной стороны, импульсивность, невладение аффектом – с другой.

Эмоциональное состояние зависит от ситуации. Может скрывать свои истинные чувства, демонстрировать притворство, хитрить, агрессию в вербальной форме по отношению к взрослому. Эмоционально не устойчивы. Сильно привязаны к матери. Мальчики к маме, девочки к папе. Дети в этом возрасте любят ласку, обниматься. В познавательной сфере – наглядно- действенное мышление, сенсорно-моторный интеллект (различает цвет, форму, величину, зрительно сопоставляет сенсорные характеристики и мысленно оперирует ими)

Риск: если обследует предметы ртом, хаотический характер проб и ошибок, нефункциональность предметных действий, нет каракуль на рисунке.

В общении – личностно-деловое общение, кризис 3-х лет, партнерские отношения со сверстником в совместной игре. Риск: боязнь сверстников, чрезмерная автономность поведения по отношению к родителям, эмоциональная отгороженность, низкая коммуникативная активность.